"Пока есть жертвенность..." Композиционным центром «Сталкера» или
главным драматургическим лицом среди тех немногих героев, которых мы в
фильме встречаем, по идее является Сталкер. Чего ему стоит его
«полунаркотический героизм», мы узнаём в тот момент, когда, вернувшись
из Зоны, он с сокрушением не то жалуется, не то признаётся жене (её
играет А. Фрейндлих): "...Каждое душевное движение у них на счету... и
они только и думают, как бы его подороже продать..." А жена произносит
монолог, обращаясь прямо к кинозрителю (!), сидящему не то напротив
киноэкрана, не то напротив неё – тут же, в комнате, и запросто
рассказывает ему: "…мама мне говорила, он – смертник, вечный
арестант... и тяжело было... а всё-таки лучше так, чем окаменеть...". И
ещё: "Он сказал мне – пойдём со мной. И я пошла. И не жалею об этом..."
Оказавшись в секретной, нелюдимой зоне, герои фильма всё время
говорят, и всё больше о наболевшем, оставленном в "мире", но новизна,
неожиданная, ничем не мотивированная новизна кадра всякий раз
превосходит содержательность разговора и заставляет всё пристальнее
всматриваться в её детали. Здесь сразу вспоминается житийная «ситуация»
монастыря, когда люди на некоторый (условный для себя) срок попадают в
некое организованное другими ("духовными") людьми пространство, и для
того чтобы остаться в неопределённом мире самими собой, привносят в
него все свои заботы и тревоги; при этом ситуация духовной
неопределённости в первую очередь ощущается ими как пустыня
одиночества. А приставленный к месту (случившийся) монах только молится
о том, чтобы каждый из этих людей смог справиться со своим усилившимся
"бесом". Примерно так бы и выглядел архетипический ряд фильма, если его
просматривать в таком пространстве архетипа-монастыря.
Фильм снят по мотивам научно-фантастического романа русских писателей - фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине".
Сталкер - человек, обладающий знаниями о системе препятствий и ловушках Зоны. Ему известна дорога до заветной комнаты, где исполняются любые желания. Найти эту комнату хотят Писатель и Профессор. Писатель думает, что обретет там вдохновение, профессор мечтает совершить открытие. Оба, ведомые Сталкером, достигают заветной комнаты… Но войдут ли они в нее? И чем обернется дорога к самопознанию? Фильм Андрея Тарковский не дает на эти вопросы однозначных ответов.
В фильме звучат стихи русских поэтов Федора Тютчева и Арсения Тарковского, отца режиссера.
Режиссёр: Андрей Тарковский
Актёры: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих