Четверг
25.04.2024
05:15
Поиск по сайту
...
Здоровье
Статьи
[07.11.2009][Статьи]
Не существует личных состояний ума. (0)
[07.11.2009][Статьи]
Практика в повседневной жизни (0)
[07.11.2009][Статьи]
Источники изображения Будды (0)
[07.11.2009][Статьи]
Буддийская цивилизация в древней Индии. Часть I (0)
[07.11.2009][Статьи]
Принятие Прибежища в Сангхе. (0)
[07.11.2009][Статьи]
Семь пояснений к медитации. (0)
[07.11.2009][Статьи]
Семь объяснений к медитации. Суть Шинэ и Лхагтонга. Часть II (0)
[07.11.2009][Статьи]
Преодоление конфликтов (0)
[07.11.2009][Статьи]
Мир, как сон. (0)
[07.11.2009][Статьи]
Традиция Будды Медицины (0)
..
Родственные сайты
Mini chat
Block title
Обратная связь
E-mail отправителя *:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Здравствуйте

Идиоты


Идиоты

















1998, Дания
Жанр: драма
Режиссер: Ларс Фон Триер
В ролях: Кнуд Ромер Йоргенсен, Трине Михельсен, Анн-Грете Бьяруп Риис, Паприка Стин, Эрик Ведерсое, Майкл Моритцен, Эндерс Хоув, Ян Элле.
Продолжительность: 1:57
Перевод: профессиональный, полное дублирование



Внутри каждого человека прячется маленький идиот, по крайней мере так считает небольшая группа людей, ведущая уединенный образ жизни в загородном доме. Но одно дело считать, а совсем другое воплощать свою идею в жизнь. А именно этим и занимается эта коммуна. Идея, сформулированная ее лидером, - найти своего маленького идиота и вывести его "в свет"- реализуется в жизнь посредством подражания людям больным синдромом Дауна, кретинизмом, олигофренией - на выбор подражателя. Такой своеобразный бунт сознания против бытия в рамках "загнивающей общественной системы", новый крестовый поход против закостенелого традиционализма социума, а заодно и попытка открыть новый подход к пониманию и трактованию жизни человеческой: быть честными (в абсолютном понимании) с самими собой и окружающими. Но что такое идея, будь она даже тысячу раз верной без самой веры в идею?

А именно к этому, в конечном итоге, и сводится существование данной коммуны: из неверия возникают невидимые щупальца, которые пытаются притянуть куски отринутого прошлого, на протяжении всего фильма призраки которого будоражат сознание героев, подвергая идею жесточайшей критике. Так из ниоткуда появляется владелец дома и превращает лидера коммуны, безаппеляционного бунтаря против системы в загнанного барашка, готового принять свою участь, в какой бы форме она не настала. Он прячет своего маленького идиота обратно в потайной карманчик сознания до лучших времен, а сам одевает привычную маску нашкодившего подростка (пусть и переросшего немного свой возраст). Так возникает отец одной из участниц коммуны и забирает ее с собой, нанося еще один сильнейший удар. Проверка ураганом проходит по существованию новой общественной формации, которая с каждым ударом рвется и трещит по швам и, в конечном итоге, превращается в лоскуты. Казалось бы, вот он - финал: истинные утверждения, каковые несет традиция, повергли ложные убеждения в прах.

Однако не так просто и однозначно понимание картины "Идиоты" датского гения Ларса Фон Триера. Не случайно она появилась именно в рамках проекта "Догма" и консолидации всех правил Догмы в принятом манифесте. Что такое "Догма"? "Догма (от греч. dogma - мнение, учение, постановление) - положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике". Почему, как и в заглавном фильме трилогии, герои пытаются отринуть прежнее мировосприятие, традиционализм и неизбежно терпят неудачу? Дело в том, что догма, а традиция - это одна из старейших догм, принятая человечеством (в основной ее массе) за непререкаемую истину. Традиция не требует доказательства, она наращивается и видоизменяется, но не теряет при этом консерватизма, потому что базируется на безоговорочной вере. Традиция рождает мораль и нравственность.

На фоне этой "скалы" глупыми и бессмысленными кажутся попытки отдельных личностей, групп восстать против нее, потому что опыт противостояния традиции насчитывает многие сотни, тысячи лет, тогда как новая "идейка" не имеет за спиной такого опыта, а зачастую и веры. Что-то подобное мы увидели в фильме "Рассекая волны", где героиня отказалась от своего протеста в пользу любви и призрачного счастья, в надежде осуществить симбиоз традиции и ее нового взгляда на мир, что превратилось в трагедию. Тот же итог ждет и коммуну наивных "идиотов", ощутивших себя полновластными хозяевами новой жизни, но не избавившихся от проблем старой. Достойная уважения идея вылилась в банальные оргии и попрошайничество, замкнутость и общий упадок личности. В конечном итоге люди не смогли найти в себе ответ на главный вопрос в такой ситуации: "А зачем?". Для чего избавляться от традиции, если и в ней можно вольготно совмещать все "радости" жизни, если она дает такую магическую возможность и для этого лишь необходимо превратить идею в иллюзию, корчить из себя дурака и безбоязненно, с полным осознанием своей правоты, получать удовольствие от жизни.

Таким образом, достигнув предела и насытившись вдоволь, группа просто распадается на отдельные осколки, которые впитывает в себя традиция. С "болью", с "вымученной свободой", с "измененным мировосприятием", которое должно впоследствии дать толчок для "рывка", призванного избавить мир от владеющей им догмы, эдакого домоклова меча. Чудесная иллюзия, возможность доказать себе, что ты действительно что-то сделал в жизни, пошел наперекор застою традиционализма, победил и вернулся к прежней жизни с новыми мыслями, с продвинутым пониманием жизни, и никогда не осознаешь, что все это было лишь частью обмана, составляющей защитного механизма той самой традиции, которая таким образом дает острастку бунтарям, гасит их внутреннее пламя и возвращает в себя.

Единственной, по-настоящему способной на принятие изменения фигурой в "Идиотах", оказалась женщина, потерявшая сына. Традиция своей властью поставила ее "вне закона": кому нужна мать, что не смогла сохранить своего ребенка. Ведь главное правило социальной догмы - живи, чтобы продолжить род. Поневоле ей пришлось искать "новое прибежище", таким прибежищем для ее мятущейся души стала "обреченная коммуна", обреченная самими людьми, но с живущей еще идеей. Эту идею и приняла Карен, она поверила в нее всем своим существом, явив еще один пример "девочки с золотым сердцем".

Пользуясь тем же "скальпелем", можно понять и технику съемки, выбранную датчанином, ручная камера - это отказ от царящей в кинематографе догмы и традиции, но, в конечном итоге, это всего лишь всплеск воды на подавляюще зеркальной глади океана. Можно выиграть битву, но проиграть войну. Мы живем в кривозеркалье. Приятного просмотра...










Rambler's Top100