Тони Такитани / Tony Takitan
Год выпуска: 2004
Страна: Japan
Жанр: Drama
Продолжительность: 01:15:53
Перевод: Профессиональный (двухголосый)
Русские субтитры: нет
Режиссер: Jun Ichikawa/Дзюн Итикава
В ролях:
Issei Ogata/Иссей Огата, Rie Miyazawa/Риэ Миядзава, Shinohara
Takahumi/Синохара Такахуми, Hidetoshi Nishijima/Хидетоши Нишидзима
Описание:
У Тони Такитани было одинокое детство. Одиночество было для него
нормальным состоянием, так как его мать умерла молодой, а отца,
проводившего все время со своим джаз-оркестром, никогда не было дома. В
школе Тони изучал искусство, но хотя его рисунки были точны и полны
деталей, им не хватало чувства. Тони привык быть самодостаточным и,
похоже, считает эмоции чем-то алогичным и инфантильным.
После того, как он нашел свое истинное призвание в технической
иллюстрации, он влюбляется в Эйко — одну из клиенток, которая помешана
на высокой моде. В конечном счете, он женится на ней, и его жизнь
меняется. Он ощущает биение пульса жизни и впервые понимает, что такое
одиночество, и начинает его бояться. Но его беспокоит маниакальная
страсть Эйко к одежде от знаменитых дизайнеров. Когда он просит ее быть
экономнее, последствия оказываются трагичными.
Тони снова один, он сидит возле шкафа жены, глядя на столь дорогие ей
модные платья — шепчущие призраки ее души. В конечном счете, Тони
помещает в газете объявление о том, что ищет женщину идеальных
пропорций...
...
Именно
так – японской литературой, рассчитанной на европейское восприятие –
называют творчество Харуки Мураками. Фильм "Тони Такитани" снят по
мотивам одноименной повести сверхпопулярного у европейцев писателя.
Режиссер Дзюн Итикава идеально передал дух произведений Мураками.
Пожалуй, дух, настроение, месседжи, атмосфера – это то, что в
творчестве японского романиста можно попытаться подвергнуть дальнейшей
интерпретации, сюжеты его слишком многоэтажны. Итикава поставил именно
такую задачу и прекрасно с ней справился. Во время просмотра фильма
испытываешь те же эстетические переживания, что и при прочтении книг
Харуки, а когда гаснет экран – пребываешь точно в тех же чувствах, как
будто только что перевернул последнюю страницу «Охоты на овец», «Дэнс,
дэнс, дэнс» или «Заводной птицы». Иллюстрация тому – окончание сеансов.
По черному экрану плывут титры, продолжает звучать элегическая
фортепьянная музыка Рюичи Сакамото, а публика не шевелится и не
произносит ни слова.
Фильм рассказывает историю художника Тони Такитани, который с детства
был обречен на одиночество – работой отца-музыканта, который почти не
бывал дома, смертью матери, случившейся практически сразу после родов,
странным американским именем, которое не воспринимали сверстники. А
главное – судьбой как «Божьим промыслом». Тони по сути повторил жизнь
отца-джазмена-виртуоза. В рисовании он демонстрировал внимание к
мельчайшим деталям, отвергая увлечение актуальными течениями, до
зрелого возраста рядом с ним не было ни друзей, ни любимой женщины. И
он полностью удовлетворялся таким положением вещей, являя собой субъект
японского социального феномена "хиккикомори" – затворничества, который
Мураками исследует на протяжении всей литературной карьеры.
Тони случайно влюбляется в молодую женщину, которая поразила его тем,
что «рождена для того, чтобы носить одежду». Только женившись, художник
осознал, как был одинок, и до холодного пота боится потерять жену.
Для Эйко одежда – ее способ самореализации, такая же неотъемлемая часть
натуры, как для Тони - "хиккикомори". И она фанатично скупает вещи
известных кутюрье, так что Тони приходится выделить под ее гардероб
целую комнату. То, что в свое время очаровало Такитани в девушке,
начинает его беспокоить. Эйко пытается обуздать свою страсть. Но именно
это приводит ее к смерти. Судьба человека не управляема его волей –
этот буддистский принцип проповедуют все романы Мураками. Вот и Тони
остается один.
Режиссер передает прохладную, легкую, одновременно волнующую и
умиротворяющую, как апрельский ветер, атмосферу книг Харуки через
статичность картинок и минималистичность актерской игры, через шум крон
на ветру, через осветление пленки, через лаконичность монологов и
диалогов, через музыку Сакамото - автора саундтреков к фильмам
Бертолуччи, де Пальмы, Феррары. Благодаря специфичным операторской
работе и монтажу, картинки сменяют друг друга, как в диафильме, что
придает ленте с одной стороны эффект ярко выраженной
повествовательности, с другой – отчетливой «клиповой» дискретности. Как
и литератор, кинематографист создает притчу, поместив сказочное
развитие событий в реалистичный современный антураж.
Три приза на Международном кинофестивале в Локарно, номинация на
Independent Spirit Award – кажется, недостаточная оценка достоинств
этой ленты не столько о любви, смерти и одиночестве, сколько о силе
судьбы.