Принятие Прибежища в СангхеМанфред Зегерс Исторический
Будда Шакьямуни продемонстрировал, что возможно освободиться от
страдания и испытывать непреходящее счастье. Чтобы достичь этого
состояния, мы сначала фокусируемся на Четырёх основных мыслях, которые
обращают наш ум к Освобождению и Просветлению. Во-первых, мы
развиваем ясное понимание редкой и драгоценной возможности, которая у
нас есть в этой жизни, быть способными принести пользу бессчетному
множеству существ, используя методы, данные нам Буддой. Затем мы
соглашаемся с тем фактом, что только бесконечное ясное пространство
непреходяще и все феномены появляющиеся в нём непостоянны, включая наши
собственные жизни и всё, что нас окружает. Мы помним, что наши
настоящие мысли, слова и действия – семена, которые прорастут в
будущем. И, наконец, мы видим, что главная
причина того, чтобы работать с умом, состоит в том, что по сравнению с
Просветлением, которое является непреходящим высшим блаженством, все
переживания в обусловленном мире – страдание, основанное на нашем
незнании того, какими являются вещи на самом деле.
С
этим пониманием мы хотим быть защищенными и потому принимаем Прибежище
в тех, у кого есть сила защитить нас, поскольку они сами свободны от
страдания. Будда, просветлённое состояние, которое является полным
развитием ума, может
дать полную защиту, потому что это истинное состояние абсолютной
реальности всех феноменов. Будда – существо, полностью проснувшееся от
сна неведенья, очистившее всё, что затемняет нашу истинную природу и
развившее все превосходные качества Просветления. Для того чтобы
достичь этого состояния, нам необходимы поучения, данные историческим
Буддой, – т.е Дхарма. Эти поучения содержат в себе все методы,
необходимые для достижения состояния Будд. Кроме того, нам нужны друзья
и помощники, кто может передать
нам поучения и вести по пути до тех пор, пока мы не достигнем конечной
цели.
В
контексте принятия Прибежища можно много услышать или прочитать о
Будде и его поучениях, но совсем немного информации есть о сообществе
практикующих, которые также являются важным Прибежищем. На дереве
Прибежища, если смотреть с нашей стороны, справа от Ламы расположены
исторические Бодхисаттвы и другие непосредственные ученики Будды
Шакьямуни. Некоторые из них были держателями линии преемственности
Будды, которые
возглавили сообщество после того, как он ушел в Паринирвану. Они не
только представляли Будду, но и заботились о сохранении его учения.
Таким образом, они, как говорят, более или менее равны Будде в своей
широкой активности по принесению пользы существам. Термин «Сангха» (так
эту группу называли на первоначальном языке – санскрите) означает:
группа или сообщество практикующих, еще один перевод этого слова «не
падающие». Последнее относится к высокому уровню стабильности,
достигнутой
представителями этой группы. Не важно, с какого рода помехой они
сталкивались, они не были затронуты ей до такой степени, чтобы упасть
или бросить свою практику. Поэтому термин Сангха был переведён как
Гендюн. Первый слог «ге» значит позитивные действия или достоинства, и
второй – «дюн» значит стремление. Следовательно, «Гендюн» – это и те,
кто стремится совершать положительные действия, и те, кто практикует
Дхарму.
Есть
два типа Сангхи: обычная Сангха и
реализованная, или «благородная», Сангха. Обычная включает всех, кто
следует по буддийскому пути. В общем, эти практикующие не достигли
состояния реализации, уровней Бодхисаттв. У них нет непосредственного
постижения природы ума, поэтому они всё ещё подвержены загрязнению
мешающими эмоциями и концептуальными омрачениями. Однако их умы строго
обращены ко всему положительному и у них сильное стремление делать
хорошее.
Принимая
Прибежище, мы на самом деле ищем того, кто может защитить
нас от страдания цикла существования. Только существа, достигшие
совершенства, с первого уровня Бодхисаттвы и выше, имеют полноценную
способность защищать нас. Согласно классическим текстам (например,
Драгоценному украшению Освобождения Гампопы), на уровне поучений
Тхеравады обычная Сангха состоит как минимум из четырёх монахов или
монахинь с полным числом обетов, а совершенная Сангха представлена
практикующими на одном из четырёх уровней постижения (три уровня,
предшествующие состоянию Архата, и
само состояние Архата). В Махаяне Сангха состоит из по крайней мере
одного Бодхисаттвы первого уровня и выше. Эти практикующие на высоком
уровне постижения имеют все способности, чтобы давать защиту. Но даже
на относительном уровне наши друзья и помощники дают нам определенную
защиту на пути к Просветлению. Опытные друзья из нашего центра
действительно могут затронуть нас своим хорошим примером. Эти люди
действуют с неличностного уровня и работают для других. Они помогают
удостовериться в том, что мы не заблудились,
и дают необходимую обратную связь для того, чтобы непосредственно
обнаружить пространство и радость для демонстрации функционирующей
жизни и убедительного человеческого роста. Поэтому такие практикующие
тоже могут быть обычным Прибежищем.
Если
мы ищем Прибежище плода – то есть Прибежище, которое мы в конечном
счёте пытаемся постигнуть, – нам придется достичь такого состояния,
которое выходит за пределы опыта обычных существ. Совершенные
практикующие – это те, кто непосредственно
видит, что истинная природа ума – ясный свет и что любые тревожащие
чувства, временно присутствующие, не имеют настоящей сути. В
соответствии с «Сутрой воспоминания Трёх драгоценностей», такие
практикующие усмирили страдание сансары, потому что однажды достигли
пути видения или первого уровня Бодхисаттвы. Это напоминает поучение о
том, что в момент непосредственного восприятия пустоты всё
сансарическое страдание усмиряется. На Бодхисаттв не влияют даже
столкновения с нежелательными обстоятельствами,
а также и любой вид страдания, потому что они видят, что всё пустотно в
собственном существовании. Сутра описывает их практику положительного
поведения как превосходную, равно как и состояния, которые они
практикуют с пониманием. Это значит, что у них есть различающее
осознавание всех стабильных медитационных состояний и понимание
практики каждого из них, без смешивания или перепутывания одного с
другим. Кроме того, они практикуют целенаправленно. Они никогда не
падают в ограничивающие состояния ума, такие,
как вера в то, что вещи реально существуют (реализм) или вообще не
существуют (нигилизм). Таким образом, они достойны уважения и являются
истинным объектом Прибежища.
В
«Уттара-тантре», одном из главных текстов о Будда-природе, совершенная
Сангха описывается как те, у кого есть два особенных вида качеств:
качества знания и качества Освобождения. У качеств знания есть три
аспекта. Во-первых, то, что позволяет видеть истинную природу всех
феноменов такой, какая она есть, – знать, какими
вещи являются на самом деле, и постигать их нерожденную природу,
абсолютное отсутствие самости. С безначальных времён эта природа была
совершенно чистой, свободной от всех временных, мимолетных омрачений.
Все живые существа обладают этой чистой природой – Будда-природой.
Во-вторых, способность видеть все феномены в их многочисленных
аспектах, их полном разнообразии – знать всё, что появляется на
относительном уровне. Тот, кто видит, что нет ничего не постигнутого,
понимает, что истинная природа ума,
суть Просветления, пронизывает всех живых существ без ограничения.
Третий аспект знания – внутренняя мудрость, которая проверена
пониманием самоосознавания. Это недвойственное проникновение, которое
ничем не обусловлено, прямое виденье сферы всех феноменов –
Дхармадхату.
Из
этих трёх видов знания появляются три качества Освобождения. Первое –
это свобода от всех эмоциональных загрязнений, особенно привязанности к
существованию и объектам чувств. Второе – свобода от помех
познавательных
омрачений, всех двойственных концепций. Это означает свободу от
цепляний к субъекту и объекту, благодаря чему мы больше не разделяем
воспринимающий ум и его объекты. Наконец, непревзойденный аспект
мудрости – свобода от неведения, которое является корнем остальных
мешающих чувств. Это в первую очередь касается свободы от любых низших
взглядов или мотиваций, связанных с путем практикующих Тхераваду.
Удаление
первого вида омрачений – мешающих чувств – дает нам мудрость знания
того,
какими вещи являются на самом деле. Удаление концептуальных омрачений в
полной мере открывает нам мудрость знания этого. Удалив наше базовое
неведенье, мы в результате получаем мудрость видения совершенной
чистоты природы всех живых существ. Мы видим, что существует
бесконечное количество существ и что всем им присуща чистая природа.
Состояние
Будды – это такое состояние, когда качества знания и Освобождения
доведены до совершенства, в то же время все эти качества уже существуют
в Сангхе –
они получили развитие на пути, на разных уровнях Бодхисаттвы. Члены
Сангхи уже очень близки к Просветлению, если обладают этими качествами.
Они постигли уровень непревзойденной мудрости и не выпадают обратно в
обусловленное существование. Последнее и определяет Сангху как
особенный объект Прибежища – основанием для такого выделения является
знание этих опытных практикующих, которое мы определенно можем развить
и сами.
Принятие
Прибежища – очень глубокая практика, основа всех остальных
практик, и поэтому нам нужно знать, что оно означает в
действительности. Мастер Атиша сказал, что принять Прибежище правильно
– значит, иметь неизменное доверие и уверенность в причине
непосредственного достижения состояния Будды. Это требует глубокого
понимания причины и следствия. Для подлинного принятия Прибежища в
Дхарме и принятия обязательства никогда преднамеренно не наносить вред
существам необходимо определённое понимание Просветлённого Настроя.
Принятие Прибежища в Сангхе означает отказ от влияния
придерживающихся негативной точки зрения и поведения. В «Сутре,
запрошенной нага» король Анватапа принимает Прибежище в Сангхе,
свободной от привязанности и запутанности, что подразумевает видение
нераздельности всего обусловленного и необусловленного. Данное
утверждение также проясняет почему символом Сангхи выступает ступа: эта
форма совершенно показывает взаимозависимое появление всех феноменов,
обусловленных и необусловленных.
Наконец,
для того чтобы суммировать эти поучения по
качествам Сангхи как объекта Прибежища, у нас есть слова Кармапы XVI
Рангджунга Ригпе Дордже, который сказал: «Сангха это благородное
сообщество тех людей, у кого есть точное знание пути, ведущего к
достижению цели и кто сфокусировался на его достижении с помощью
стремления к положительным действиям в начале, середине и конце пути».
Перевод с английского Сергея Новикова
|