Летом
2003 года в Гамбурге состоялась выставка «Искусство на Великом
шелковом пути». В приуроченной к этому событию статье под названием «По
Шелковому пути Аполлон пришел к Будде» автор, Матиас Грэтчел, пишет об
искусстве Гандхары: «Рельеф и скульптуры, использовавшиеся для
украшения сотен монастырей, содержат формы Будды, созданные по образцу
греческого бога Аполлона».
На выставке была представлена голова Аполлона – как доказательство
того, что изображения Будды подражают совершенству и красоте лица
Аполлона, «Сына Света», покровителя наук и искусств.
После
раздела, посвященного завоеваниям Александра Македонского, в каталоге
выставки говорится: «Нельзя было бы говорить о плодотворности наследия
Александра в течение пятисот лет, прошедших с его смерти до
возникновения буддийского искусства, если бы эллинизм не оказывал
влияние столь длительное
время на архитектуру, скульптуру, искусства и ремесла покоренных им
стран между Евфратом, Тигром и Индом». И еще, в другой главе находим:
«Спустя почти шестьсот лет после кончины Будды не существовало
изображений Просветленного; ему поклонялись лишь посредством символов.
Так продолжалось, по крайней мере, до расцвета буддизма Махаяны». Таким
образом, утверждается, что истоки буддийского искусства приходятся на
100 год н.э. Изображения
Будды при его жизниТем
не менее, существуют источники, свидетельствующие о появлении первых
изображений и статуй Будды уже при его жизни. Так, в ответ на искреннюю
просьбу принцессы Сингхалы, Будда послал ей свой портрет, выполненный
на ткани. Некоторые притчи и легенды о создании статуй Будды при его
жизни были представлены автором в каталоге к статуям на выставке
«Пространство и блаженство» (2003 год) в разделе «История различных
стилей».
Вот еще одна история на эту тему: «Когда Будда
отправился на дальнее небо Трайятримша, к тридцати трем богам, чтобы
дать освобождающие поучения своей матери, которая там переродилась,
король Удаяна, правивший древним королевством Каушамби, вырезал для
себя статую Будды из сандалового дерева. Эта история подтверждается
каменным рельефом в музее Пешавара (Пакистан) – некогда столицы
Гандхары: король Удаяна стоит слева от Будды и протягивает ему статую
Будды в медитативной позе».
Будда не допускал поклонение статуям в то время. Этот факт,
согласно многим искусствоведам, подтверждает теорию о том, что не
существовало образов Будды до эпохи Гандхары – якобы только тогда они
были высечены впервые. Но когда китайские паломники Фа-сиен,
Юань-чжуань и другие начали в IV веке н.э. посещать Индию, они
обнаружили, что эта статуя остается объектом почитания в монастыре
Джетавана в Шравасти. Согласно Фа-сиену, заслуга ее создания
принадлежит царю Кошалы Прасенаджиту, ученику Будды.
В двадцатой главе своего повествования о путешествии, «Рассказа о
буддийских царствах» (перевод Джеймса Леджа, 1986), Фа-сиен описывает
то, что открыл по поводу первой буддийской статуи: «Будда отправился на
небо Трайятримсас, где в течение девяноста дней проповедовал Закон ради
блага своей матери. Прасенаджит соскучился по Будде и велел сделать его
образ из дерева «госирша чандана», и поместить на то место, где он
обычно восседал. Когда Будда, вернувшись, вошел в Вихару, он сказал
статуе,
шагнувшей к нему навстречу в знак приветствия (прим. автора): «Вернись
на место. Когда я достигну Паринирваны, ты будешь служить четырем
классам моих учеников». Тогда статуя вернулась на свое место. Это был
самый первый из всех образов (Будды), с которого затем делались копии».
Согласно
данному повествованию, Будда не позволил поклонения статуе при своей
жизни и сообщил, что она должна служить образцом для всех последующих
изображений Будды после его смерти. Это подтверждается
тем фактом, что в другой раз Будда разрешил изготовить свой образ царю
Бимбисаре. Он был включен в так называемое Колесо Жизни, символическое
изображение основополагающих поучений Будды, которое было преподнесено
в качестве исключительно ценного подарка правителю соседнего царства.
Будда сам подтвердил благотворное влияние этого образа.
Дальнейшее развитие искусства скульптурыВ
своем обширном труде «История буддизма в Индии» Таранатха (родился в
1575 году) посвящает истории изображений целую главу. Он пишет, что
согласно тексту Винайя-Васту статуи и рисунки, выполнявшиеся в течение
примерно сотни лет после кончины Будды, создавали иллюзию реальных
объектов. Вскоре после этого восемь изысканных образов были изготовлены
в Магадхе; заслуживают особого упоминания статуя в храме Махабодхи, в
Бодхгайя, и статуя Будды Мудрости, Манджушри. История статуи в Бодхгайя
–
на сегодняшний день старейшей статуи Будды в мире – была также подробно
изложена в каталоге к выставке «Пространство и блаженство».
Согласно
Таранатхе, царь Ашока, правивший с 272 по 232 гг. до н.э., в эпоху
Маурьев, после своего обращения в буддизм построил много храмов и ступ.
Он заказывал также изображения Будды и почитал их, с тем чтобы
очиститься
от прошлых негативных действий путем накопления множества позитивных
(кармических) отпечатков. Великий мастер Нагарджуна, чье появление было
предсказано Буддой, также построил много центров буддийского знания в
Индии и Непале с буддийскими изображениями, и в первую очередь со
статуями защитных форм.
Эпоха
Сунга/Андхра (со II по I век до н.э.), сменившая эпоху Маурьев,
ознаменовалась активным развитием буддийской скульптуры и
изобразительного искусства, особенно на западе индийского
субконтинента.
Образцами его являются каменные храмы в Бхадже (середина II века до
н.э.) и Карле (конец I века до н.э.), в Махараштре, а также в
Удхайягири-Кхандхагири в восточной Ориссе. Главными темами тогда
являлись прошлые жизни Будды согласно историям в «Джатаках».
Во
время правления царей Сатавахана в южной Индии (II-III век н.э.) на
территории современного штата Андхра-Прадеш расцвела совершенно
независимая школа изобразительного искусства Амаравати. В Амаравати,
Джагайяпете и Нагарджунаконде
были построены изысканной красоты ступы со статуями Будды. Эти
скульптуры похожи друг на друга, но разительно отличаются от стиля
северной Индии. Для них характерны тонкие черты и необычные положения.
Здесь, как и в других местах, Будду нередко замещает символ, что
заставило многих историков полагать, что вначале исторического Будду не
изображали в человеческой форме. Однако тот факт, что встречаются обе
разновидности изображений, опровергает данную теорию. Из истории ГандхарыТаранатха
утверждает, что всюду, где процветало учение Будды, было много искусных
художников и скульпторов. В Гандхаре несколько буддийских периодов
предшествовали самому «периоду Гандхары» (I–III вв. н.э.), что говорит
о раннем расцвете буддийского искусства. В регион Гандхары I–III вв.
включаются Пешавар, Таксила и прилегающие к ним Сват и Памир.
Стратегическая важность этого региона превратила
его в место встречи многих разных культур.
В течение
нескольких столетий Гандхара оставалась одной из семи провинций
Персии, пока не была завоевана в 326 г. до н.э. Александром
Македонским. Греческое правление продлилось всего двадцать лет, а затем
эта область перешла к Чандрагупте, основателю династии Маурьев, после
брачного альянса, в обмен на пятьсот слонов. Его внуком был царь Ашока,
чья резиденция находилась в Паталипутре (современная Патна). В 256 г.
до н.э. Ашока послал в Гандхару буддийского
мастера Мадхьянтику, и тот познакомил местное население с буддизмом. И
по сей день сохранился высеченный на камне указ Ашоки в Шахбаз Гарха, в
округе Мардан.
После
смерти Ашоки начался распад империи Маурьев. Гандхара сначала обрела
независимость, но спустя несколько десятилетий, в нее вторглись греки
из Бактрии во главе с Деметриусом, преемником Александра Македонского.
Их правление продлилось около двухсот лет. На найденных монетах того
времени вычеканены имена тридцати девяти греческих царей
и трех цариц. Самым выдающимся царем Гандхары был Менандер. Он привел
свои войска к Паталипутре и осадил столицу правившей в то время
династии Сунга. Вскоре после этого он встретился с буддийским монахом
Нагасеной и сам стал буддистом. Его вопросы Нагасене и ответы на них
вошли в мировую литературу под названием «Вопросы царя Милинды». После
греков Гандхарой недолго управляли скифы и парфяне.
Кушанская династия и искусство МатхурыКушаны,
или гишанги, – ветвь племени южи, как они были известны ранее, – были
потомками кочевников из разных частей Центральной Азии. Они осели на
территории современной северной Индии, региона Гандхары в Пакистане и
восточного Афганистана ко II в. до н.э., хотя только в I веке н.э.
империя объединилась под одним правителем. Наиболее значимым царем был
Канишка, правивший в конце I в. н.э. При нем расцвет искусства и
культуры Гандхары достиг своей вершины.
Канишку привлекал буддизм, и во время его правления на монетах впервые
появляются фигуры Будды. Согласно Таранатхе, Канишка организовал
большое собрание последователей разных школ буддизма, 3-й или 4-й собор
(в зависимости от метода подсчета), чтобы исправить ошибочные
толкования учения Будды.
В
Кушанской империи существовало два центра искусства, каждый со своим
стилем. Северный центр располагался в регионе Гандхары – вокруг
Пешавара, а позже – в Таксиле, а южный находился
в Матхуре, к югу от современного Нью-Дели (Уттар-Прадеш). В культуре
региона Гандхары прослеживается сильное влияние греческой и римской
скульптуры, как результат завоеваний Александра Македонского, а также
вследствие тесных дипломатических и торговых связей между Кушаном и
Римом. У статуй – тоги, кудрявые волосы и прямые римские носы.
Скульптуры обычно изготавливались из серого сланца, штукатурки и
терракоты.
Искусство
южного региона, Матхуры, развивалось на основе исконных индийских
художественных
традиций, подчеркивая округлые формы тела. На отмеченных
чувственностью статуях совсем не много одежды, и они высекались, как
правило, из пятнистого песчаника. Впоследствии кушанские образы Будд и
Бодхисаттв послужили прототипом для чрезвычайно изысканных форм периода
Гупты (IV–VI вв. н.э.). Знаток истории индийского искусства Ананда
Кумарасвами еще в 1926 году указывал в ныне часто цитируемой статье
«Индийские истоки образа Будды» (Журнал Американского общества
востоковедения, выпуск 46,
с. 165-170), что появление первых образов Будды в Матхуре совпадает по
времени с формированием школы Гандхары, если не предшествует ему. Об
этом можно прочитать подробнее в его книге The Origin of the Buddha
Image, изданной Manoharlal Publishers Ltd в Дели (2001).
|